В пятницу, 20 апреля 2018 года, Ретро-поезд «Победа» прибыл на станцию Горячий Ключ Северо-Кавказской железной дороги. Во встрече ретро-состава приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны труда, школьники, жители города, многие из которых держали в руках фотографии своих родных и близких, которые в далекие годы войны принесли нашей стране и всему миру долгожданное освобождение от немецко-фашистских захватчиков.

На перроне станции Горячий ключ состоялось представление, в котором приняли участие творческие коллективы и исполнители ДК Железнодорожников на станции Ростов-Главный, вокальный ансамбль «Успех» ДК РГУПС, активисты Молодежного движения «Дороги славы — наша история». Со сцены звучали любимые и известные песни о Великой Отечественной войне, исторические сведения о защитниках Горячего Ключа, железнодорожниках-участниках войны.

Великая Отечественная война пришла в Горячий Ключ (тогда ещё это был посёлок) в августе 1942 года, когда кавказская группировка гитлеровских войск вышла на прорыв к Туапсе. Ударная группа генерала Руоффа имела многократное превосходство над советскими войсками в артиллерии и танках, оснащении, провизии и медикаментах. При этом долина Псекупса была одним из главных направлений для натиска — самое малолюдное и незащищённое, по мнению фашистского командования, место. На оборону позиций Горячего Ключа встала 30 Иркутская дивизия под командованием полковника Бориса Аршинцева. Линия обороны от станицы Пятигорской до горы Фонарь включала в себя теснину Волчьи ворота, гору Лысую и Высоту 387. Эта местность чрезвычайно усложнила задачу нападающим гитлеровским войскам. Нашим солдатам предстояла более трудная задача: противостоять превосходящим силам противника в условиях нехватки личного состава, боеприпасов, транспорта и тяжёлого вооружения.

Первые бои начались на Лысой горе. Там столкнулись 35-й стрелковый полк майора Клименко и 125-я пехотная дивизия генерала Шнеккенбурга. Немцев удалось «опрокинуть», и гору им так и не удалось захватить. Самые тяжёлые бои шли на участке обороны полка Ивана Ковалёва. Атаки и авианалёты, гренадёры и пехота — гитлеровцы не прекращали попыток пройти Волчьи ворота. 419-й и 420-й полки противника были встречены плотным перекрёстным огнём и тоже были отброшены, несмотря на то, что в рядах русских солдат были тяжелейшие потери в численности. Партизанские действия на линии обороны Горячего Ключа стали одной из главных опор в борьбе с захватчиками. Внезапные засады и удары по базам фашистов, разведка в тылу врага и диверсионные операции Саратовского и Пашковского партизанских отрядов существенно поддержали оборону и помогли в наступлении регулярных войск советской армии.

На других участках линии обороны Горячего Ключа шли не менее затяжные и кровопролитные сражения. В огне этих боев появились герои, чья самоотверженность и мужество навсегда запечатлены в истории нашего города: политрук Александр Кириченко, рядовой Герасим Кучерявый. За мужество и героизм им присвоено звание Героя Советского Союза, а их именами названы улицы города. 30-я Иркутская дивизия держала оборону полгода. 27 января 1943 года 6-я гвардейская и 76-я морская бригады переправились через Псекупс, и уже 28 января Горячий Ключ был освобождён после боев в самом городе. Разрушенный посёлок, в руинах мебельная фабрика и санаторий — гитлеровцы успели практически уничтожить уютное курортное местечко, которое только начало развиваться. Победа в Туапсинской операции, несомненно, стала одной из самых важных вех в ходе Великой Отечественной войны. Направление на Туапсе и Черноморское побережье для Вермахта осталось закрытым навсегда, а в нашей памяти останутся имена героев, отдавших свои жизни за мир и свободу родной земли.

Напомним, Ретро-поезд «Победа» — это уникальный и, пожалуй, единственный в своем роде патриотический проект, посвященный празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Он призван показать особый вклад советских железнодорожников в разгром немецко-фашистских захватчиков, в освобождение каждого населенного пункта и всей нашей страны в целом.

Организаторами акции Ретро-поезд «Победа» в 2018 году традиционно стали Северо-Кавказская железная дорога — филиал ОАО «РЖД», Дворец культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный, а также Ростовский государственный университет путей сообщения.

#ДорогиСлавы #ДорогиСлавыНашаИстория #МолодежьРостова2018#РостовМолодой #УспехРостов #АнсамбльУспех #РетропоездПобеда2018#Победа2018 #ПоездПобеды2018 #НашаПобеда #РГУПС #СКЖД #ДКЖД#Лендворец #ПобедаОднаНаВсех

© Пресс-служба «Дороги славы — наша история», 2018
В.С. Чернявский

Leave a Reply